. Выступление руководителя управления ЗАГС Самарской области Е.Л. Мельник на расширенном совещании с руководителями территориальных органов ЗАГС Самарской области о подведении итогов деятельности управления ЗАГС за I полугодие 2011 года



Выступление руководителя управления ЗАГС Самарской области Е.Л. Мельник на расширенном совещании с руководителями территориальных органов ЗАГС Самарской области о подведении итогов деятельности управления ЗАГС за I полугодие 2011 года



Повышение оперативности и качества оказания государственных услуг, доступности их для граждан и организаций при безусловном соблюдении неприкосновенности частной жизни и обеспечении надлежащей защиты персональных данных на основе применения современных информационных технологий «электронного государства» является одной из приоритетных задач.

В Самарской области последовательно реализуется проект «электронное правительство». Главная цель проекта - снятие всевозможных бюрократических препонов и максимальное ускорение процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг.

Реализация данного проекта определяется Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 442-р, иными нормативными правовыми документами.

С 1 октября 2011 года вступают в силу положения Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающие органам государственной власти и местного самоуправления требовать от заявителя сведения, если они находятся в распоряжении у органа, предоставляющего услугу, или  других органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих  в предоставлении услуг.

В связи с этим на первый план выходит необходимость налаживания системы межведомственного электронного взаимодействия на всех уровнях власти.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов исполнительной власти нашего региона и проведения единой политики информатизации при Губернаторе Самарской области образован Совет по информатизации.

Для определения механизма взаимодействия между органами государственной власти, во исполнение протоколов совещаний в аппарате Правительства Самарской области по вопросу организации межведомственного взаимодействия управлением ЗАГС Самарской области (далее – управление ЗАГС) подготовлены паспорта  11 государственных услуг, оказываемых органами ЗАГС.

В целях определения направлений деятельности органов исполнительной власти Самарской области в сфере повышения качества и комфортности предоставления государственных услуг Правительством Самарской области (постановлением от 28.07.2011 № 356) утверждена областная целевая программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы.

Управление ЗАГС определено в качестве соисполнителя реализации данной целевой программы при выполнении мероприятий по пилотной оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках комплексного сервиса «Рождение ребенка». Реализация указанных мероприятий запланирована на 2012-2013 годы.

Одним из мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственных услуг, которое будет осуществляться управлением ЗАГС уже в сентябре - октябре текущего года (в рамках исполнения указанной целевой программы) будет проведение пилотного мониторинга качества предоставления государственной услуги - «Государственная регистрация рождения».

Данный мониторинг позволит создать систему контроля качества других предоставляемых госуслуг.

Распоряжением Правительства Самарской области от 24.06.2011 № 190-р  утверждена программа проведения мониторинга качества предоставления государственных услуг в Самарской области в 2011 году.

Одним из способов упрощения процедуры получения государственных услуг является создание многофункциональных центров предоставления услуг по принципу «одного окна». Создание МФЦ на территории Самарской области является сегодня приоритетным направлением административной реформы.

В целях реализации Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в I полугодии 2011 года заключено Соглашение о взаимодействии муниципального автономного учреждения городского округа Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» и управления ЗАГС Самарской области при предоставлении государственных услуг.

В соответствии с соглашением в компетенцию МФЦ входит запись на прием в органы ЗАГС Самарской области и информирование граждан о порядке предоставления государственных услуг по государственной регистрации расторжения брака, перемены имени, внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, выдачи повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния, проставления штампа «апостиль», истребовании документов с территории иностранных государств.

Важным этапом в развитии информационного общества и формирования электронного правительства Самарской области  стало внедрение 11 января 2011 года информационной системы обращений граждан и организаций в органы ЗАГС Самарской области в электронной форме.

С 4 марта 2011 года гражданам предоставлена возможность электронной записи на прием по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и возможность зарезервировать дату и время заключения брака в органах ЗАГС Самарской области. Данные услуги доступны через информационные ресурсы Социального портала государственных услуг Самарской области и Интернет-сайта управления ЗАГС.

В I полугодии 2011 года  в отделы ЗАГС Самарской области было подано 5382 заявки на резервирование даты и времени заключения брака.

Во втором полугодии информационная система получит дальнейшее развитие. Результатом должно стать обеспечение технической возможности предоставления услуг гражданам и организациям в сфере регистрации актов гражданского состояния  в электронном виде.

Учитывая социальную значимость данных сервисов, способствующих предотвращению очередей и упорядочению потока граждан, обращающихся в органы ЗАГС Самарской области, руководителям территориальных органов ЗАГС важно обеспечить масштабную пропаганду возможностей данных проектов.

Важным элементом информационно-справочной системы органов ЗАГС является официальный Интернет-сайт управления ЗАГС.

Количество посетителей Интернет-сайта управления ЗАГС за I полугодие 2011 года составило 17,9 тысяч человек. Количество просмотров страниц – 117 250. Сайт занимает лидирующее положение в поисковых системах.

Рост обращений к Интернет-ресурсу управления ЗАГС объясняется востребованностью у жителей области новых электронных сервисов - это возможность заполнить бланк заявления  в электронном виде, распечатать квитанцию об уплате государственной пошлины,  зарезервировать время и место государственной регистрации заключения брака, записаться на прием в органы ЗАГС по другим вопросам.

Основные изменения законодательства,

регламентирующего деятельность органов ЗАГС

 

1. Изменения законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг

В текущем году было принято 5 федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», направленных на совершенствование сферы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, в том числе:

1.1. Федеральным законом от 06.04.2011 № 65-ФЗ закреплена возможность использования заявителями электронной подписи при обращении с запросом о получении государственной или муниципальной услуги и представлении необходимых для получения услуги документов, за исключением случаев, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме. Виды электронной подписи определены принятым 06.04.2011 Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

1.2. В связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дополнен статьей 21.3, вступающей в силу с 01.01.2013. Статья предусматривает создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг в бюджет. Вступление указанной нормы в силу повлечет запрет для государственных органов истребовать от заявителей документы, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины и других платежей за оказание государственных услуг.

1.3. Федеральным законом от 11.07.2011 № 200-ФЗ положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приведены к единообразию с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

1.4. Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ закреплена возможность создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в форме государственных автономных учреждений.

1.5. Наиболее значительные изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и другие законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах, внесены Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

С 01.10.2011 федеральным органам исполнительной власти запрещается требовать от заявителей представления документов и информации, необходимых для оказания государственной услуги, если эти документы (информация) находятся в распоряжении данных государственных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Исключение составляют документы, включенные в определенный Федеральным законом перечень, так называемые документами «личного хранения». В указанный перечень входят:

документы, удостоверяющие личность;

документы воинского учета;

свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями;

документы Архивного фонда, переданные на постоянное хранение;

решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства и другие документы, указанные в пункте 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Данный перечень является закрытым и расширению не подлежит.

Для получения документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги, за исключением вышеуказанных, государственные органы обязаны самостоятельно истребовать их в других органах и организациях через систему межведомственного информационного взаимодействия. При этом запрос заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях и объеме, необходимых для предоставления услуги. Основанием для предоставления информации о заявителе другими государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными организациями является межведомственный запрос, содержащий набор необходимых реквизитов. Получение специального согласия с заявителя при этом также не требуется.

В отношении государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления аналогичные требования к порядку предоставления государственных и муниципальных услуг вступят в силу с 01.07.2012.

2. Изменения Федерального закона «Об актах гражданского состояния»

Вышеуказанным Федеральным законом, предусматривающим оптимизацию порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах, внесены соответствующие изменения и в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Так, поправками в статью 66 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» на органы ЗАГС возложена обязанность при проведении государственной регистрации смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного, самостоятельно запрашивать в компетентном органе документ о факте смерти данного лица, если указанный документ не был представлен заявителем самостоятельно.  Указанный документ или информация об отсутствии в распоряжении компетентного органа документа, подтверждающего факт смерти данного лица, предоставляется компетентным органом в орган ЗАГС в срок не более тридцати дней со дня поступления межведомственного запроса.

Изменениями в статьи 71 и 72 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» установлена обязанность органов ЗАГС при поступлении заявления о внесении исправления и (или) изменения в запись акта гражданского состояния самостоятельно запрашивать в компетентном органе документ о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного, смерть которого была зарегистрирована ранее, и подтверждающий основания для внесения исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния.

Перечисленные новеллы вступают в силу с 01.07.2012.

3. Изменения законодательства о государственной службе

3.1. 27 июня 2011 года принят Федеральный закон № 155-ФЗ, которым закреплено дополнительное основание расторжения служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Согласно новой редакции статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт с гражданским служащим подлежит расторжению, а гражданский служащий освобождению от замещаемой должности и увольнению в случае отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенной заболевании. Кроме того, указанная норма не распространяется на случаи временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, а также пребывания в отпуске по беременности и родам.

В случае расторжения служебного контракта по данному основанию гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

3.2. Значительные изменения порядка прохождения гражданской службы коснулись и вопросов присвоения классных чинов. Так, Федеральным законом от 11.07.2011 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уточнен перечень гражданских служащих, которые сдают квалификационный экзамен. Установлено, что по результатам квалификационного экзамена классные чины присваиваются только гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий. Остальным категориям гражданских служащих классные чины присваиваются по окончании установленного срока пребывания в соответствующем классном чине. При этом первый классный чин присваивается гражданскому служащему по окончании установленного срока испытания.

Аналогичные изменения в ближайшее время будут внесены в Закон Самарской области «О государственной гражданской службе Самарской области».

 

Деятельность Коллегии управления ЗАГС

 

В отчетном периоде Коллегией управления ЗАГС рассмотрен вопрос «Правоприменительная практика государственной регистрации рождения и установления отцовства на примере отделов ЗАГС Кировского района и Самарского района городского округа Самара». Целью рассмотрения вопроса явилась необходимость формирования единой правоприменительной практики согласно методическим рекомендациям по государственной регистрации рождения и установления отцовства, разработанным Министерством юстиции Российской Федерации (письмо от 12.01.2011 № 16/227-ЮЛ).

 

О статистических показателях

 

В I полугодии 2011 года органами ЗАГС Самарской области  зарегистрировано 61 952 акта гражданского состояния. Совершено 118 420 других юридически значимых действий, количество потребителей государственных услуг составило более 185 тысяч человек.

Статистические данные в разрезе по типам актов гражданского состояния:

Наименование акта

гражданского состояния

 

Количество,

акты

Отклонение, %

(I полугодие 2011 года в сравнении с I полугодием 2010 года)

рождение

17 182

­- 5,3 %

заключение брака

10 509

­+ 8,6 %

расторжение брака

7 560

+ 2 %

установление отцовства

2 392

+ 5,5 %

усыновление (удочерение)

163

+ 7,9 %

перемена имени

691

+ 8,8 %

смерть

23 455

- 0,9 %

За I полугодие 2011 года зарегистрировано 17 182 акта о рождении, уменьшение числа рождений по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составляет 5 % (- 972 акта).

Среди родившихся за полугодие чуть более половины (53,5 %) являются первенцами, 36,6 % - вторыми детьми, 7,5 % -  третьими, 2,4 % - четвертыми и более.

На территории области  из числа родившихся зарегистрировано рождение: 8 762 мальчиков (51 %) и 8 408 девочек (49 %), 193 двойни, 2 тройни (отдел ЗАГС Промышленного района городского округа Самара, отдел ЗАГС Автозаводского района городского округа Тольятти).

В I полугодии 2011 года произошло снижение регистрации рождения детей у одиноких матерей на 17 %.

Позитивный момент – сокращение на 25 %  количества мертворожденных детей и детей, умерших на первой неделе жизни. Также на 3 % снизилась смертность детей до 1 года.

Рождаемость превышает смертность на 5,2 % только в  городском округе Тольятти.

В I полугодии 2011 года зарегистрировано 10 509 браков, что на 8,6 % больше показателя аналогичного периода 2010 года. 80 %  браков зарегистрировано в торжественной обстановке.

По половозрастным показателям мужчины чаще вступают в брак в возрасте от 25 до 34 лет, а женщины – от 18 до 24. Основную долю браков составляют первые браки. В повторный брак вступили 31 % мужчин  и 30,7 % женщин.

В возрасте до 18 лет вступили в брак 110 граждан, из них 90 %  - женщины. Количество браков с несовершеннолетними гражданами увеличилось на 11 %. 

В органах ЗАГС Самарской области в первой половине 2011 года зарегистрировано 7 560 актов о расторжении брака. Из них 21 % расторгнут по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей. 78 % разводов зарегистрировано на основании решения суда о расторжении брака.

4366 несовершеннолетних детей остались воспитываться  в неполной семье.

В I полугодии 2011 года увеличилось количество зарегистрированных актов об усыновлении (на 8%) и о перемене имени (на 9%).

Органами ЗАГС и архивным отделом управления ЗАГС выдано 21 484 повторных свидетельства и 61 765 справок, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния.

Архивным отделом управления ЗАГС проставлено штампов апостиль на 370 документах, выданных территориальными органами ЗАГС.

Число исполненных запросов органов государственной власти, организаций и учреждений составило – 49 388.

В отчетном периоде электронная база данных по государственной регистрации актов гражданского состояния управления ЗАГС пополнена 62 453 записями актов прошлых лет. Всего в электронной базе данных - 2 387 384 актов.

Необходимо обратить особое внимание на подготовку актуальной статистической отчетности.

Проведенный анализ представленных отделами ЗАГС статистических отчетов за I полугодие выявил ошибки, допущенные в отчетных формах.

Так, при подготовке сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния (форма 26) десятью отделами ЗАГС не были учтены положения приказа  Минюста России от 06.04.2011 № 112 об изменении сроков предоставления отчетности.

Информация о государственной пошлине

 

В доход государства от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение других юридически значимых действий на территории Самарской области за I полугодие 2011 года поступили средства в размере 15 924 500 рублей. Увеличение составляет  3,9 % (603 тысячи 400 рублей).

В соответствии с дополнительным Соглашением № 1 от 05.03.2011 Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области с ОАО «Сбербанк России» реализована возможность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС, через терминалы ОАО «Сбербанк России».

В настоящее время также организован прием государственной пошлины через платежные терминалы «Коммерческого Волжского социального банка» и ОАО «Межрегионального Волго-Камского Банка реконструкции и развития».

 

Информация о практике исполнения органами ЗАГС Самарской области

международных обязательств в сфере государственной регистрации актов

гражданского состояния по итогам I полугодия 2011 года

 

В рамках осуществления деятельности по исполнению международных обязательств управлением ЗАГС и территориальными органами ЗАГС за I полугодие 2011 года на территорию иностранных государств было направлено 996 запросов, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2010 года.

С территории иностранных государств поступил 401 запрос, 370 из которых исполнены. Динамика увеличения общего числа поступивших запросов в указанный период составила 24 %.

Управлением ЗАГС постоянно проводится анализ работы территориальных органов ЗАГС при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров, контроль за качеством оформления документов и сроками их исполнения.

В марте 2011 года состоялось заседание Координационного совета при Управлении Министерства юстиции России по Самарской области, на котором управлением ЗАГС были обозначены проблемы, возникающие при оказании международно-правовой помощи.

Во исполнение решения Координационного совета управлением ЗАГС - были проведены

 - анализ и обобщение  деятельности территориальных органов ЗАГС по оказанию международно-правовой помощи;

- мониторинг сроков исполнения и причин возвратов  запросов компетентных органов иностранных государств;

 - обучающий семинар для руководителей и специалистов органов ЗАГС Самарской области.

В адрес территориальных органов ЗАГС направлены информационные письма, среди которых письма о порядке регистрации расторжения брака на территории Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Украины, график проведения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области прямой телефонной линии по вопросам оказания международной правовой помощи, а также перечни компетентных органов стран СНГ и Грузии, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений при оказании международной правовой помощи.

 

О проверках Управления Министерства юстиции Российской Федерации

по Самарской области

 

В соответствии с графиком проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Самарской области, на 2011 год, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 28.12.2010 № 1086, отделом по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния совместно с представителями управления ЗАГС проведены проверки 5 отделов ЗАГС: Октябрьского района городского округа Самара, муниципальных районов Волжский, Исаклинский, Ставропольский, Центрального района городского округа Тольятти.

Управлением ЗАГС обобщены все замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, отмеченные  в актах проверок вышеуказанных отделов ЗАГС. В раздаточном материале представлен подробный анализ выявленных нарушений.

По результатам проверки отдела ЗАГС Октябрьского района городского округа Самара управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области отмечена образцовая организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

16 июня 2011 года в отделе ЗАГС Октябрьского района городского округа Самара управлением ЗАГС был проведен семинар для руководителей и специалистов органов ЗАГС на тему: «Организация деятельности органов ЗАГС Самарской области по государственной регистрации актов гражданского состояния».

 

Информация

об обращениях граждан, поступивших в управление записи актов

гражданского состояния Самарской области в I полугодии 2011 года

В I полугодии 2011 года в управление ЗАГС поступило 18 жалоб на действия (бездействие) сотрудников органов ЗАГС (16 жалоб граждан и 2 жалобы организаций). Обоснованными признаны 2 жалобы на действия сотрудников органов ЗАГС (отдел ЗАГС Железнодорожного района г.о. Самара). Анализ поступивших жалоб показал, что основной причиной обращения являются длительные сроки ожидания запрашиваемых документов с территории иностранных государств (СНГ).

 

О мероприятиях, проведенных управлением ЗАГС Самарской области

в I полугодии 2011 года

 

В І полугодии 2011 года в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 14.12.2010 № 108 «Об утверждении Плана мероприятий по проведению празднования 160-летия Самарской губернии» стартовал проект «Крепкая семья – сильная губерния», в рамках которого управлением ЗАГС  проведены:

мероприятия, посвященные празднованию Международного дня семьи (зарегистрировано 166 браков, в 20 территориальных отделах ЗАГС прошло чествование юбиляров семейной жизни);

мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню семьи, любви и верности (по области заключено 311 браков);

торжественные государственные регистрации заключения брака с элементами национальных свадебных традиций (с участием представителей этнокультурных объединений);

более 250 мероприятий по чествованию юбиляров супружеской жизни.

Кроме того, согласно Плану мероприятий Правительства Самарской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 23.12.2010 № 691, в феврале 2011 года стартовал проект «ТРИумф семьи». В рамках проекта органами ЗАГС Самарской области в І полугодии 2011 года было проведено чествование 93 многодетных семей, в которых родился третий и последующий ребёнок.

Все мероприятия направлены на поддержание связи поколений, возрождение народных традиций, воспитание национального самосознания жителей губернии, укрепление духовных и культурных ценностей в обществе.