. Историческая справка



Историческая справка



История управления (официальное название - управление записи актов гражданского состояния Самарской области) началась 4 марта 2003 года, когда в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 04.03.2003 № 61 «Об органах записи актов гражданского состояния в Самарской области» отдел записи актов гражданского состояния аппарата Администрации Самарской области был преобразован в управление записи актов гражданского состояния аппарата Администрации Самарской области.

Это преобразование в целях реализации статьи 4 Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Закона Самарской области от 31.12.2002 № 112-ГД «Об органах записи актов гражданского состояния Самарской области» дало возможность объединить все органы ЗАГС муниципальных образований Самарской области в структуру управления.

История органов ЗАГС берет свое начало с 1917 года, с момента принятия декрета ЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния».

На основе положения, принятого съездом председателей губернских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в октябре 1918 года был образован губернский отдел управления Самарского губисполкома, в составе которого был учрежден подотдел записи актов гражданского состояния. В ведение этого подотдела перешел архив Самарской духовной консистории и проведение регистрации всех актов гражданского состояния. В соответствии со статьей 12 Кодекса законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, циркулярным распоряжением комиссариата внутренних дел и постановлением губисполкома при Самарском губернском отделе управления 10 января 1919 года был организован губернский отдел записи актов гражданского состояния. Приказом губисполкома в церквях всех вероисповеданий и сект была прекращена официальная запись всех актов о рождении, браке, смерти.

В связи с тем, что с начала революции до 1918 года органы ЗАГС не были организованы, а с 8 июня по 8 октября 1918 года территория Самарской губернии была захвачена чехословаками, на распорядительном заседании Президиума Самарского губисполкома от 7 августа 1924 года, на основе имеющихся документальных записей, было принято решение установить временем фактического начала регистрации актов гражданского состояния: в городе Самаре - 10 октября 1918 года, в губернии - 1 апреля 1919 года.

С момента образования органы ЗАГС имели разную ведомственную подчиненность, отражая изменения политического строя государства. На фоне этих перемен значение работы органов ЗАГС существенно возросло и потребовало изменений. Преобразование системы органов ЗАГС стало возможным с принятием Федерального закона «Об актах гражданского состояния», который определил полномочия на осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния федеральными и наделил субъекты Российской Федерации правом самостоятельно решать вопросы образования и деятельности органов ЗАГС.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 15.02.2006 № 16 «Об управлении записи актов гражданского состояния Самарской области» управление вышло из состава аппарата Правительства Самарской области.

Первым руководителем управления с 2003-2007 гг. была Иванушкина Валентина Васильевна (с 1993-2003 гг. – начальник отдела ЗАГС аппарата Администрации Самарской области).

В разное время областной отдел ЗАГС возглавляли:

с 1977-1982 гг. - Коростелева Нина Степановна, заведующая отделом записи актов гражданского состояния исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов;

с 1982-1993 гг. - Хандогина Валентина Петровна, заведующая отделом записи актов гражданского состояния исполкома Самарского (Куйбышевского) областного Совета народных депутатов (Совета депутатов трудящихся) (аппарата Администрации Самарской области).

С 2007 года руководителем управления является Мельник Екатерина Львовна.

Руководитель управления назначается на должность и освобождается от должности Губернатором - председателем Правительства Самарской области по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

В структуру управления входят руководитель управления, заместитель руководителя управления - начальник отдела, 51 отдел, в том числе 46 территориальных отделов записи актов гражданского состояния и 2 Дворца бракосочетания, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территориях муниципальных образований Самарской области.

Управление является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом Самарской области «Об органах записи актов гражданского состояния в Самарской области» в целях осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Самарской области.

Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, а также открытые в установленном порядке счета, необходимые для деятельности управления; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки.

В ведении управления находятся следующие вопросы: государственная регистрация актов гражданского состояния в Самарской области в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства; исправление, изменение, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния; создание и обеспечение сохранности архивного фонда записей актов гражданского состояния; выдача документов о государственной регистрации актов гражданского состояния из архива; проставление штампа апостиль на документах, выданных органами ЗАГС Самарской области; совершенствование деятельности органов записи актов гражданского состояния в Самарской области, повышение уровня правового обслуживания граждан; реализация государственной политики в области семейного права в соответствии с действующим законодательством.

Система органов ЗАГС одна из самых стабильных систем, которая фиксирует все изменения гражданского состояния каждого человека. Документы о государственной регистрации актов гражданского состояния носят правоустанавливающий характер, а поэтому должны быть составлены вовремя, грамотно, в соответствии с законодательством. Сотрудники органов ЗАГС стараются выполнять свою работу со всей ответственностью не только перед сегодняшним днем, но и перед историей.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности управления является информатизация органов ЗАГС в целях предоставления услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде.